СТРАНЫ-ЭКСТРАВЕРТЫ И СТРАНЫ-ИНТРОВЕРТЫ

Любая страна является не просто территорией, имеющей конкретные границы, но и субъектом, имеющим свои ценности и даже поведение. Поэтому страны можно сравнивать с людьми, в чём и заключается основная идея данной статьи. Одним странам, как и людям, свойственно экстравертное поведение, другим – интровертное в разных ситуациях. По преимущественной ориентации можно выделять страны-экстраверты и страны-интроверты. Понимание вертности страны даёт возможность объяснить многие процессы, которые происходят как внутри конкретной страны, так и за её пределами, строить геополитическую стратегию взаимодействия с этой страной, использовать эту информацию в создании имиджа и брендов территории [1].

Понятия «интроверсия» и «экстраверсия» впервые были введены К.Г. Юнгом, который определял интроверсию как «поведенческий тип, характеризуемый направленностью жизни на субъективное содержание» и экстраверсию как «поведенческий тип, характеризуемый концентрацией интересов на внешних объектах» [2]. Попытка переложить теорию К.Г. Юнга на конкретные территории была осуществлена А.В. Букаловым [3], однако, им не были выделены критерии базовых признаков К.Г. Юнга относительно стран, в частности вертности, что делает наше исследование актуальным. Из определения К.Г. Юнга логически вытекает то, что экстраверт больше фокусируется на внешнем мире, а интроверт – на внутреннем. Страны также имеют разную преимущественную ориентацию.

Место на геополитической карте. Подобно тому, как люди ориентируются на мир вне себя или на свой внутренний мир, страны уделяют преимущественное внимание внешней и внутренней политике. Одни страны являются субъектами геополитики (США, РФ, КНР, Германия, Великобритания), другие – объектами геополитики (Украина, Польша, Египет, Афганистан). Субъектами геополитики являются страны, осуществляющие деятельность, направленную на изменение геополитического пространства для обретения власти на различных территориях. Объекты геополитики и являются этими территориями. Они ведомы субъектами, подобно тому, как люди-интроверты ведомы более активными и инициативными – экстравертами.

Площадь территории. Если рассматривать развитие стран в ретроспективе, то заметно, у стран-экстравертов была постоянная необходимость в расширении территории, что повлияло на их размер. Например, площадь Российской Империи в 1914 году достигала 21,8 млн км2. Страны гиганты (площадью более 3 млн км2), уже исходя из их размеров, можно отнести к экстравертам. Это Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. К странам-экстравертам можно также отнести большие страны (от 1 млн до 3 млн км2), отдельные значительные (от 500 тыс. до 1 млн км2) и средние страны (от 100 тыс. до 500 тыс. км2). К странам-интровертам – малые страны (от 10 тыс. до 100 тыс. км2), небольшие страны (от 1 до 10 тыс. км2), микрогосударства (менее 1 тыс. км2), также отдельные значительные и средние страны, вертность которых можно определить в соответствии с другими перечисленными критериями.

Направление движения туристских потоков. Страны-генераторы туристских потоков имеют преимущественную ориентацию на другие страны, то есть показатели выезда из этих стран превышают показатели въезда в них (Германия, Япония, США, КНР, РФ, Великобритания). Мы можем считать это одним из признаков экстраверсии страны. Страны, принимающие туристов, ориентированы больше на себя, то есть на внутренний туризм, въезд в них превышает выезд их них (Франция, Италия, Тайланд, Австрия, Греция, большинство островных государств). Их мы относим в соответствии с данным критерием к странам-интровертам.

Степень открытости экономики. Открытость экономики характеризуется рядом экономических показателей. В частности, Ю.Е. Шарпатова для определения типа страны по степени открытости экономики использует такие показатели как доля импорта в ВВП страны, доля экспорта в ВВП страны, индекс развития человеческого потенциала, доля объема иностранных инвестиций в ВВП [4]. К странам с наименьшими показателями открытости экономики, в соответствии с исследованием, Ю.Е. Шарпатовой, относится большинство стран Африки, Южной Азии, некоторые страны Америки (Колумбия, Куба, Гаити и др.), КНДР. Эти страны на мировой арене можно назвать интровертами. И, наоборот, Китай, США, РФ, Австралия, Великобритания, Япония отличаются высокими показателями открытости экономики, следовательно, мы относим их к странам-экстравертам.

Таможенная открытость страны. Ориентация страны во внешний мир определяется также юридическими возможностями беспрепятственного выезда из неё. Для определения этих возможностей целесообразно рассчитывать Индекс паспортов (Henley Passport Index, HPI), который учитывает ограничения в отношении действительных паспортов, выданных взрослому гражданину страны в стране гражданства, при условии поездки продолжительностью как минимум три дня. В 2020 году максимальный индекс был у Японии, которую можно назвать страной-экстравертом, а минимальный – у Афганистана [5]. Кроме HPI, нужно учитывать и юридическую открытость страны для иностранцев. У одних стран имеются минимальные визовые ограничения, а статистика отказов при получении виз минимальна (к примеру, Испания). У других – много визовых ограничений и отказов для других стран в получении виз (к примеру, Норвегия).

Таким образом, можно выделить ряд ярко выраженных стран-экстравертов, являющихся субъектами геополитики, имеющими значительную территорию, высокую степень экономической и таможенной открытости, являющиеся генераторами туристских потоков. Это Китай, США, РФ, Австралия, Великобритания, Япония, Германия. К странам-интровертам относится не только большинство стран Африки, островных государств, но и многие страны экономически развитых регионов. Критерии вертности стран, представленные в таблице 1, могут быть дополнены и оптимизированы. После выявления признака вертности, можно анализировать и другие дихотомии, информационные ценности стран, выявляя в итоге их психотипы.

Основные отличия стран-экстравертов от стран-интровертов

Литература

  1. Гуров С.А. Восприятие, образ, имидж, стереотип и бренд территории: сопоставление категорий / С.А. Гуров, В.А. Корцыгина // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, 2016. Т.2 (68). №2. С. 3-22.

2. Jung C.G. Memories, Dreams, Reflections // London: Fontana Press, 1995 pp. 414—415.

3. Букалов А.В. Интегральная соционика. Типы коллективов, наций, государств. Этносоционика // Соционика, ментология и психология личности, 1998. № 5. С.13-17.

4. Шарпатова Ю.Е. Классификация стран мира по степени открытости экономики // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/30452.

5. Рейтинг паспортов мира 2020, индекс Henley Passport [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://basetop.ru/rejting-pasportov-mira-2020-indeks-henley-passport.

Автор статьи Сергей Гуров.

Дзен