ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ГРАМОТНОСТЬ?
Такой вопрос обсуждался в моём Телеграм-чате. Один парень социотипа ЭИИ спросил меня: «Письменная грамотность не по правилам, а интуитивная, «из головы» — это к ЧИ? В детстве писал грамотнее большинства в классе, но никогда не использовал правила, их не учил и сейчас вовсе не помню. Просто когда много читаешь книги, в голове язык откладывается, и уже чувствуешь, как надо.»
Я ответил: «Думаю, причина в грамотной речи Вашей матери»
В итоге я не ошибся и получил от ЭИИ следующую информацию:
«Неожиданный ответ. Что же, моя мама действительно грамотная, имеет высшее образование и работает уже 47 лет эндокринологом). И в раннем детстве ОЧЕНЬ много читали с ней. После этого, будучи чуть постарше, уже сам обкладывался книгами в своём домике под столом (туда провёл свет, радио от радиоточки, подушки, коврики), рядом сажал щенка и читал книги)»
Откуда я понял это, не зная матери Достоевского?
Начну с того, что есть несколько мифов:
1. Грамотность определяет зрительная память (связана с сенсорикой) Что касается написания слов — она практически бесполезна — слишком большой объем информации пришлось бы хранить. Механизмы грамотности работают по-другому.
2. Грамотно пишет тот, кто много читает. По моим наблюдениям больше читают, интровертные интуиты. Например, моя жена-Есенин прочитала за предыдущий год практически все произведения Агаты Кристи про Пуаро.
Для такого феномена должны совпасть другие два более важных фактора:
1. Окружение, говорящее на грамотном русском языке. Важна орфоэпическая грамотность, то есть правильно произношение слов.
2. Хороший фонематический слух, когда человек отличает на слух эти тонкие нюансы. И ему не приходится проверять безударные гласные, учить словарные слова, падежи и прочее. Он просто слышит, как слово произносится — и пишет его соответственно! Причем часто даже сам того не осознает.
С точки зрения же соционических макроаспектов, природная грамотность является производной БЛ, БИ, ЧИ, БС, ЧС. И не связана с ЧЭ, БЭ, ЧЛ.