АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОД ТИПИРОВАНИЯ

 Гуров С.А.

Аннотация. В статье рассмотрена история использования ассоциативного метода в психологии, предложена методика применения ассоциативного метода в определении социотипа, проанализированы результаты применения ассоциативного метода на основании его практического применения. Автор статьи выявляет общие тенденции в сложных ассоциациях у представителей одного типа информационного метаболизма. Выделяются слова, наиболее подходящие для ассоциативного метода и слова, которые не дают значительного эффекта в диагностике типа личности.

Ключевые слова: ассоциация, ассоцианизм, ассоциативный метод, типирование, социотип, соционика.

ASSOCIATIVE TYPING METHOD

Gurov S.A.

Annotation. The article examines the history of the use of the associative method in psychology, suggests a method of using the associative method in determining the sociotype, analyzes the results of the use of the associative method based on its practical application. The author of the article identifies general trends in complex associations among representatives of the same type of information metabolism. The words that are most suitable for the associative method and the words that do not give a significant effect in the diagnosis of personality type are highlighted.

Keywords: association, associatism, associative method, typing, sociotype, socionics.

Информация, которую воспринимает и транслирует человек, является очень широком понятием, которое включает себя, в частности, и ассоциации. На основании этих ассоциаций формируются образы и стереотипы [6], что касается не только отдельных слов, но и целых населенных пунктов и территорий [7]. На основании многочисленных типирований людей, нами было определено, что в рамках одного социотипа имеются общие тенденции в формировании ассоциаций, чему и посвящена данная публикация.

Целью статьи стало изучение ассоциативного метода и определение общих тенденций в ассоциациях в рамках социотипа. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. Изучить историю использования ассоциативного метода, ассоцианизма в психологической практике;
  2. Изложить методику и алгоритм применения автором ассоциативного метода в соционическом типировании;
  3. Выявить тенденции ассоциативных особенностей в рамках конкретного типа информационного метаболизма;
  4. Систематизировать используемые слова по критерию их эффективности в ассоциативном методе типирования;
  5. Определить перспективы развития и использования ассоциативного метода в соционической диагностике.

ИСТОРИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АССОЦИАТИВНОГО МЕТОДА

Термин «ассоциация» исходит из созвучного слова в латыни «as-societas». Дословный перевод – объединение в общее. Этимология данной категории включает один из основных принципов ассоциативной психологии – принцип атомизма (элементаризма), согласно которому все сложные явления необходимо разложить на элементы и объяснить их из связи данных элементов [21]. Категория «ассоциация» была введена сенсуалистом Джоном Локком, который назвал ассоциацию одним из механизмов образования сложных идей [13]. В соответствии с таким направлением как ассоцианизм, ассоциация понимается как объяснительный принцип для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения. В экспериментальных исследованиях и практике идеи ассоцианизма использовались для объяснения законов памяти (Эббингауз Г.), в диагностике патологических изменений (Крепелин Э., Блейлер Э.), в исследованиях мотивации (Фрейд З.), в практике судебной медицины (ассоциативный эксперимент в работах Вертгеймера М., Кляйна Д., Юнга К. Г. [25],  позже в 20-е гг. XX в. – Лурия А. Р.) [5], в определении типа информационного метаболизма (Прокофьева Т.Н. и др.) [20].  

Ассоциативный метод в экспериментальной психологии прочно зарекомендовал себя еще с конца XIX века. В начале XX века Юнгом К. Г. практически одновременно с Вертгеймером М. и Кляйном Д.был предложен ассоциативный тест (Word Association Test) как вид проективных методик исследования личности [25]. Его стимульный материал представляет собой набор слов, на который испытуемый должен как можно быстрее отвечать любым пришедшим ему в голову словом.

На формирование ассоциаций влияет множество факторов, таких как психотип, образование; воспитание; принадлежность к тому или иному полу; возраст; утомление; сосредоточенность; здоровье и многие другие. Гальтон пришёл к выводу, что природа ассоциаций почти на 40% от их общего числа уходит корнями к временам детства и отрочества [24].

Юнг К.Г. использовал тест словесных ассоциаций сначала при лечении больных как дополнительный метод к толкованию сновидений, а позже при расследовании криминальных инцидентов [25]. Юнг пришёл к выводу, что на время реакции образования ассоциаций оказывают влияния человеческие комплексы. Аш С.Э. и Эбенхольц С.М. сформулировали принцип ассоциативной симметрии [26], который говорит о том, что ассоциации между значимыми элементами А и Б создают единое представление, где обе половины пары хранятся в памяти вместе, как конгломерат АБ. В связи с тем, что оба слова хранятся в памяти вместе, любая из половин этой пары может вызываться, вспоминаться одинаково удачно, когда есть подсказка другой половиной.

Таким образом, в большинстве исследований тема простых ассоциаций (связывающих два представления) является достаточно изученной. Гораздо сложнее обстоит дело со сложными ассоциациями, когда человек выдаёт целый текст, связанный с конкретным словом. Здесь на помощь психологам приходит такой инструмент как соционика – направление, анализирующее информационный метаболизм человека [1; 2; 12; 15].

МЕТОДИКА АССОЦИАТИВНОГО МЕТОДА В ОПРЕДЕЛЕНИИ СОЦИОТИПА

Данный метод диагностики социотипа (как и любой другой) не может применяться обособленно от прочих методик. Некорректность использования только одного метода типирования Шульман Г.А. называл «азбучной истиной у социоников» [23]. Ассоциативный метод должен быть дополнением к комплексному интервью, включающему вопросы на дихотомии базиса Юнга, аспекты, функции, тетратомии, дополнительные признаки. Диагностика социотипа может быть дополнена и другими методиками [3; 4; 16; 18; 19; 22].

Ассоциативный метод применялся нами активно с 2017 года в индивидуальных типированиях (было протипировано более 1000 человек). С 2019 года стали проводиться также групповые типирования. Летом 2021 года возникла идея о том, чтобы разделить ассоциативные ответы в виде письменного задания и интервью. Таким образом, корректность анализа семантики сложных ассоциаций проверялся с помощью интервьюирования, которому уделялась более значимая роль в диагностике ТИМ.  

Групповое типирование включало следующие этапы:

  1. Письменные ответы типируемого на ассоциативные вопросы.
  2. Выкладывание ассоциаций в Интернет для анализа ответов группой типировщиков.
  3. Собственно анализ ответов и выдвижение версий ТИМ.  
  4. Устные ответы на вопросы интервью по дихотомиям, аспектам, малым группам и другим соционическим параметрам (около 80 вопросов).
  5. Определение итоговой версии социотипа и её объяснения по базису Юнга, модели А, тетратомиям, дополнительным признакам.

Основное внимание уделялось, конечно, устным ответам на вопросы. Таким образом, у нас была возможность проверить насколько реальный ТИМ человека соответствовал первоначальным гипотезам по ассоциациям, связанным с ним.

На первом этапе типируемым давалось следующее задание:

«Напишите ассоциации со словами, которые первые пришли к Вам в голову:

  1. Что для Вас романтика?
  2. Что для Вас вода?
  3. Что для Вас система?
  4. Что для Вас деньги?
  5. Что для Вас справедливость?
  6. Что для Вас красота?
  7. Что для Вас время?
  8. Что для Вас гармония?
  9. Что для Вас сила?
  10. Что для Вам свобода?

Желательно не отвечать одним словом, как правило, ответы от нескольких слов до нескольких предложений».

Таким образом, акцент здесь не о простых, а о сложных ассоциациях. Суть сложных ассоциаций в том, что одно представление объединяется со многими другими и образует ассоциативный комплекс. После того, как человек дал свои ассоциативные ответы, они раскладывались на 8 информационных аспектов. Там где это было возможно, ставились маркеры их качества (сила-слабость, ценностность-неценностность и другие второстепенные).

Желающие подробно познакомиться с ответами типируемых могут сделать это в социальной сети ВКонтакте (группа «Проверенная соционика»).

Ассоциативные ответы изучались группой людей, проводился семантический анализ, и группа выдвигала предположение о социотипе участника. Конечно, итоговая версия после интервью часто отличалась от той, которую предполагали перевоначально. Например, этики-конструктивисты склонны были транслировать ассоциативные ответы через контактную логику и, наоборот, логики-эмотивисты – через контактную этику. На интервью же выяснялось, что у первых нет глубины проработки информации по логике, в отличие от этики, у вторых – всё наоборот. Такая же тенденция наблюдалась по признаку тактика – стратегия.  

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АССОЦИАТИВНОГО МЕТОДА ТИПИРОВАНИЯ

В результате обработки множества анкет наших типируемых по ассоциациям было найдено немало распространенных шаблонных ассоциаций типа «вода – жизнь», «время – ресурс», «романтика – любовь», «система – порядок», «деньги — возможности». Подобные ассоциации крайне слабо коррелируют с социотипом. Они либо общеизвестны, укоренены в сознании большинства людей («вода – жизнь»), либо связаны с особенностями референтной группы («деньги – возможности»). Люди, которые записываются на типирование в абсолютном большинстве случаев приблизительно знают теоретические основы соционики, а одним из часто используемых терминов в данной дисциплине является «интуиция возможностей», само слово «возможности» является привычным. Поэтому, как показала практика типирований, ассоциация «деньги – возможности» не является индикатором силы или ценностности интуиции возможностей. Так, у представителей социотипа этико-сенсорный интроверт (Драйзер) данная ассоциация встречается очень часто, притом, что интуиция возможностей у них – точка наименьшего сопротивления. Болевая функция является функцией социального опыта, к которому человек может осознанно обратиться во время типирования [11]. Согласно Прокофьевой Т.Н., деньги – это многоаспектное слово [20, c. 271], с чем согласен автор статьи. Однако, восприятие денег как «финансовых возможностей», как показала практика, отнюдь не обязательно связана с конкретным аспектом – чёрной интуицией. Согласно Прокофьевой Т.Н. деньги для черных логиков – «то, что зарабатывают, знак выгоды» [20]. Следовательно, логико-интуитивные экстраверты (Джеки Лондоны) и логико-сенсорные экстраверты (Штирлицы), должны были бы ассоциировать слово «деньги» со словом «выгода», но это слово встречается в речи редко как у них, так и представителей других социотипов. Наиболее устойчивая ассоциация с деньгами у ЛИЭ со словом «инструмент». Пример ответа ЛИЭ: «Деньги — инструмент, с помощью которого решается большинство проблем». А самая распространенная у ЛСЭ ассоциация «деньги – свобода действий», исходит, как мы считаем, из дельтийского квадрового комплекса «подрезанных крыльев». У представителей прочих социотипов ассоциации с деньгами весьма размыты в рамках ТИМ, у волевых сенсориков в частности, несмотря на то, что именно к эксравертной сенсорике традиционно относят это слово многие соционики. При этом мы заметили, что наиболее ограничивающие ассоциации со словом «деньги» встречались у одного из двух социотипов с болевой волевой сенсорикой – этико-интуитивного интроверта: «их нужно не больше и не меньше», «деньги – противоречивое представление. Одновременно как власть и как бремя»

Комплексные ассоциации со словом «время» оказались ещё более валидным индикатором ТИМ. Многомерная интуиция времени рассказывает о времени с интересом. Чаще всего тема «путешествий во времени» нам встречалась у интуитивно-этических интровертов (Есениных). Пример ответа ИЭИ: «Иногда хочется его поставить на паузу или ускорить. Раньше мечтала о машине времени, пока не начала читать книги», Интересные многомерные ответы мы встречали у интуитивно-логических интровертов (Бальзаков). Пример ассоциации ИЛИ: «Время для меня ресурс. Ощущаю себя в постоянном потоке времени, как бы частью его. Это словно ветер, что дует в лицо и ты видишь эти потоки вместе с возможностями, которые он приносит. Для меня время это не смена дня и ночи,  это нечто большее, позволяющее ощущать события: наблюдать и предугадывать. думать, анализировать и воспроизводить то, что может случиться.» У представителей болевой интуиции времени встречались тревожные ответы. Девушка этико-сенсорный экстраверт (Гюго): «Боюсь, что мне не хватит времени успеть прожить жизнь. Это очень тревожит меня последние пару лет.»

Ассоциации со словом «романтика» после практической обработки стали индикатором глубины гуманитарного (интуитивно-этического) мышления, а также аспекта этика эмоций. Самые интересные, на наш взгляд, ассоциации были у гуманитариев квадры Бета. У ряда этико-интуитивных экстравертов (Гамлетов) в ассоциациях со словом «романтика» комбинируется тема времени и космоса. Пример ответа: «Романтика — Затяжное падение сквозь звездное небо. Желание встретиться и в следующей жизни». Большинство этиков в ассоциациях со словом романтика упоминали какие-либо чувства и эмоции, большинство логиков – просто перечисляли объекты и явления (звёзды, музыка, вкусное вино и др.) Представители одномерной этики эмоций давали наиболее слабые ответы. Например, одна девушка логико-сенсорный интроверт (Максим Горький) написала о романтике: «Не знаю, что это такое. Обычно говорят, что романтично, когда ставят свечи, дарят подарки и надевают красивые платья». Из всех логических типов этические ассоциации со словом «романтика» шли приоритетно через этику у ЛИЭ. Это можно объяснить наличием интуиции времени в связке с этикой эмоций в ментальном контактном блоке у данного социотипа. Пример ответа: «Романтика — когда человек понимает меня, эмоционально поддерживает, когда мы празднуем наши даты, когда лежим в кровати и говорим обо всём, когда идём гулять поздно вечером». Кроме контактного блока, в таком ответе проявилась и суггестивная этика отношений, находящаяся в блоке неосознаваемых желаний данного социотипа. Исходя из таких ассоциаций ЛИЭ, можно сделать вывод, что ассоциации во многих случаях являются проекцией созидающей визуализации, то есть способа использования воображения, позволяющего создать то, чего истинно желает человек [10].

Ассоциации со словом вода можно условно разделить на интуитивные и сенсорные. У многих сенсориков вода ассоциировалась с плаванием (особенно у сенсорно-этического интроверта), интуиты же давали более метафоричные ответы. Пример ответа ЭИЭ: «Вода – начало и конец. Мы, суть, вода, журчим, застаиваемся, расходимся штормом и гладим пляж». Ассоциации со словом «система» связаны с местом структурной логики в модели А. В этих ассоциациях ЛСИ чаще других использовали слова «связь», «взаимосвязь», «взаимосвязанный». А среди Гексли встречались такие ответы: «Оххх, не люблю систему. Система координат». В отличие от слова «система», слово «сила» не вызывало негативных ассоциаций у представителей болевой волевой сенсорики, к семантике которой данное слово относится, однако ответы были весьма лаконичными. А от чёрных сенсориков чаще мы получали развёрнутый ответ.  Пример ответа сенсорно-этического экстраверта (Наполеон): «Сила может быть как моральной, так и физической. Я ценю моральную. Это стержень, спокойствие, умение отстоять позицию, права, громко говорить о желаниях, любить себя, принимать недостатки и работать над ними. Физическая сила часто идет не в то направление и ею не умеют пользоваться».

Со словами «справедливость», «красота», «свобода», «гармония» в рамках одного социотипа вообще сложно было обнаружить какие-либо устойчивые ассоциации, однако, назовём интересные факты, которые обнаружились в результате нашего эксперимента. У отдельных представителей квадры Гамма (ЭСИ, ИЛИ) со словом «справедливость» не было никаких ассоциаций (было оставлено пустое место). У ряда ЭСЭ, ИЭЭ, ИЛЭ в ассоциативном ответе на вопрос «что для Вас красота?» была написана знаменитая цитата Оскара Уайльда «красота в глазах смотрящего». Конечно, не обязательно они знали кто автор этой фразы. Выскажем предположение, что это связано с сочетанием экстраверсии и ценностной сенсорики ощущений у этих типов. Среди всех социотипов наиболее насыщенные специфическими терминами ассоциации нам встречались среди интуитивно-логических экстравертов (Дон Кихотов). Пример: «Гармония – это баланс между консонансами и диссонансами жизни, между циклами напряжения и расслабления». «Свобода – сложная и сугубо индивидуальная сентенция».

ВЫВОДЫ

В результате исследования мы пришли к выводу о том, что используемые слова можно разделить условно на две группы: слова, которые больше всего подходят для ассоциативного метода типирования («романтика», «время», «деньги», «вода», «система») и слова, которые, не дают значительного эффекта в диагностике («свобода», «гармония», «красота», «справедливость»). Это не означает, что слова второй группы нельзя использовать, но и относительно устойчивых ассоциаций в рамках одного социотипа также по этим словам точно ожидать не стоит.

Также в указанной методике предварительного написания сложных ассоциаций было замечено преимущественное использование контактных аспектов. В связи с этим, например, некоторые ЭИЭ попадали по превью к групповому типированию в ЛИЭ, а ЛИЭ в ЭИЭ – ролевая функция была принята некоторыми за базовую. Многим хочется себя показать именно по ролевой или другим контактным, в особенности – творческой. Так одну девушку ИЛЭ около 90% типировавших по предварительным ассоциациям сочли ЛИИ – каждый ассоциативный ответ пестрил структурной логикой. На типировании же была выявлена явная иррациональность и экстраверсия, которые в ассоциативных ответах были незаметны.    

Перспективы применения ассоциативного метода в диагностике социотипа состоят в подборе наиболее удачных слов для ассоциаций, чтобы сделать диагностику более эффективной; в применении математических и статистических методов. Однако, их использование при такой методике осложнено тем, что это не простые, а сложные ассоциации: один человек отвечает несолькими словами, другой – несколькими предложениями. Будущее метода за нейросетями и современным программным обеспечением. Ассоциативный метод необходимо внедрять в соционический рекрутинг [8;9], игропрактику [17]. Перспективной задачей является исследование ассоциаций в формировании инсайтов типируемых [14].

Литература

 

  1. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. — 2003. — № 1. — С. 44–48.
  2. Аугустинавичюте А. Социон // Соционика, ментология и психология личности. — 1996. — № 5. — С. 2–22.
  3. Бердутина Э.В. Методики соционического ассесмента для юридических лиц: опыт применения инноваций // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. — 2018. — № 7-8. — С. 5–11.
  4. Букалов А.В., Карпенко О.Б. Методы практической соционики в эффективном менеджменте и кадровом консалтинге // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. — 2016. — № 7-8. — С. 5–14.
  5. Власенкова, И. Н. Принцип ассоциации в психодиагностических исследованиях ХIХ-ХХI веков / И. Н. Власенкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 94. – С. 258-268.
  6. Гуров, С. А. Восприятие, образ, имидж, стереотип и бренд территории: сопоставление категорий / С. А. Гуров, В. А. Корцыгина // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология. – 2016. – Т. 2 (68). – № 2. – С. 3-22.
  7. Гуров С. А. Географический образ Крыма и его туристских центров в сознании россиян / С. А. Гуров // Геополитика и экогеодинамика регионов. – 2019. – Т. 5 (15). – № 2. – С. 144-161.
  8. Гуров С. А. Соционика как инструмент подбора кадров в туристской отрасли / С. А. Гуров // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России : Материалы I Всероссийской с международным участием научной конференции, Алушта, 26–27 апреля 2018 года. – Алушта: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. – С. 119-122.
  9. Гуров С. А. Соционический подход в бизнесе / С. А. Гуров, М. А. Алексеенко // Бизнес и дизайн ревю. – 2018. – № 4(12). – С. 2.
  10. Джига Н.Д., Джига О.В. Созидание продуктивного субъекта образования средствами созидающей визуализации // Человек. Искусство. Вселенная.АНО ДПО Центр развития человека. — 2018 — С. 187-191.
  11. Ермак В.Д. Структура и функционирование психики человека с системной точки зрения. // Соционика, ментология и психология личности, 1996 г., № 3, С.72 — 79.
  12. Ермак В.Д., Классическая соционика. Системная концепция теории информационного метаболизма психики. – М.: Чёрная белка, 2009. – 472 с
  13. Ждан А.Н. История психологии: Учебник – М.: Изд-ва МГУ, 1990.—367 с.
  14. Ильясов И.И., Нагибина Н.Л., Намазбаева Ж.И. Модель инсайта с учетом индивидуальных различий в познании //Вестник КазНПУ им. Абая, серия «Психология», издательство Казахский национальный педагогический университет имени Абая (Нур-Султан, Казахстан), том 62, № 1, с. 16-19 
  15. Криво Н.Е. Соционика — профессия и наука: развитие и преемственность // Психология и соционика межличностных отношений. — 2020. — № 3-4. — С. 20–24.
  16. Криво Ю.А., Моисеева Л.А., Криво И.Ю., Криво Н.Е. Методы исследования свойства статика-динамика для определения ортологических качеств человека и соответствия им настоящего состояния исследуемого // Человек. Искусство. Вселенная. 2021. No 2. С. 22-29/
  17. Криво Ю.А., Нагибина Н.Л., Ильясов И.И., Криво Н.Е. Представления о душе, теле и их познании в докладах конференции «Когнитивная наука. Соционика. Дифференциальная психология» 2022 года.
  18. Новикова В.Ю. Тест аспектных метафор. Технологии психолингвистики в соционической диагностике // Соционика, ментология и психология личности. — 2008. — № 2. — С. 5–10.
  19. Попова Г.А., Криво Ю.А., Криво Н.Е., Лабузо А.К. Определение признака Аугустинавичуте–Рейнина «статика-динамика» биомеханическими тестами в соционике, медицине, физкультурно-оздоровительных технологиях, спорте // Психология и соционика межличностных отношений. — 2017. — № 7-8. — С. 51–55.
  20. Прокофьева Т.Н. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом / Т.Н. Прокофьева, В.Г. Прокофьев, А.С. Девяткин. – М.: «Алмаз», 2008. – 323 с.
  21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
  22. Чурюмов С.И., Вакуленко И.Н.Метод экспертных оценок в определении соционического типа // Соционика, ментология и психология личности. – 1995. – № 1. – С. 82–83.
  23. Шульман Г.А. О некоторых принципах разработки тестов для идентификации ТИМа человека и методике тестирования // Соционика, ментология и психология личности. — 1995. — № 1. — С. 80–81.
  24. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.
  25. Юнг К.Г. Ассоциативный тест. Понятие комплекса // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2022. – С. 502-506.
  26. Asch S. E., Ebenholtz S. M. The Principle of Associative Symmetry // Proceedings of the American
    Philosophical Society. 1962. N 106. P. 135–163.
Дзен